В Институте философии РАН состоялся симпозиум в память Ивана Аксакова и Михаила Стасюлевича

В Институте философии Российской Академии наук состоялся другой симпозиум из цикла Философия и журналистика, организованный Институтом вместе с Союзом журналистов России. На сей раз си

В Институте философии Российской Академии наук состоялся другой симпозиум из цикла «Философия и журналистика», организованный Институтом вместе с Союзом журналистов России. На сей раз симпозиум под названием «Пути русской свободы» была посвящен памяти выдающихся русских мыслителей и журналистов Ивана Сергеевича Аксакова (1823-1886) и Михаила Матвеевича Стасюлевича (1826-1911).

Как отметил, открывая симпозиум, начальник Института академик РАН Абдусалам Гусейнов, это мероприятие, хотя оно и носит юбилейный характер, тесно связано с реалиями сегодняшнего дня. «Нередко даже в академической среде случается наблюдать, как специалисты по русской философии, придерживающиеся двух различных подходов — славянофильского и западнического — схлестываются посреди собой в жёстком противостоянии. Противостояние это тянется испокон века и дошло до наших дней. да может быть, одновременное наличие этих двух тенденций и потреблять нормальное имущество нашего интеллектуального бытия? И должен обращать энергию не на то, что бы преодолеть это противостояние, а что бы встречать цивилизованную форму полемики в их сосуществовании?» — задал урок аудитории начальник ИФ РАН.

Так исторически сложилось, что данная страна философии имеет известие и к журналистике. некоторый яркие представители как славянофильской, да и западнической традиции были не только мыслителями, Но и журналистами, публицистами, издателями. как отметил в своем выступлении секретарь СЖР Павел Гутионтов , совещание о путях свободы, в том числе и в российской журналистике, к сожалению либо к счастью становится все более злободневным. «Порой приходишь к выводу, что люди, которые работали в нашей профессии 100-200 годов назад, оказываются в большей степени нашими современниками, чем некоторый из тех, который работает в сегодняшних газетах, — констатировал Гутионтов. — Идея, что литература будущего будит журналистикой факта, не оправдала себя. ныне она уже проигрывает тому же интернету, блогосфере. Значит, литература ныне может являться только что журналистикой мысли, позиции. человеки будут вертеться к СМИ не для того, что бы получить информацию, а зa подтверждением имеющихся около них размышлений».

Доклад об Иване Аксакове и Михаиле Стасюлевиче представил участникам симпозиума ученый философских наук, правитель сектором философии российской истории Антон Кара-Мурза . 125 годов обратно прошло с тово дня, Кагда в доме на Волхонке, где теперь находится Институт философии, в правом флигеле скончался в своем рабочем кабинете руководитель русского славянофильства Иван Аксаков, редактор газеты «Русь». А 100 годов обратно в Петербурге на 85-году жизни умер Михаил Стасюлевич, интеллектуальный руководитель русского западничества Михаил Стасюлевич, в ход 40 годов редактировавший книга «Вестник Европы». Их судьбы были различны, Но при жизни пара оказывали огромное возбуждение на интеллектуальный климат тогдашней России. Их остаток не утратило значения и по этот день. Аксаков, начавший карьеру как служащий и посвятивший немало времени борьбе с раскольниками в селах Ярославской губернии, незаметно пришел к выводу о безусловной важности и необходимости свободы совести, последовательным поборником которой и оставался всю свою содержание — уже в качестве литературного деятеля и редактора, общественного деятеля. Стасюлевич, в свою очередь, в своих работах размышлял о возможности восприятия в России европейского опыта — до только в сферах организации труда и политического представительства. «Англичанин, Кагда работает, знает, что на него смотрит Англия, а не начальник департамента», — процитировал Антон Кара-Мурза болтовня Стасюлевича. Мыслитель не верил в формальные изменения в российской политике, скептически относясь к «государственным актерам» в ней взамен государственных деятелей. Будучи убежденным либерал-центристом, он ставил во главу угла вывод и репутационные качества честного человека — в том числе и в политической сфере.

«Охранительный миф», созданный одним приемом опосля смерти Аксакова самими же охранителями — Победоносцевым, Катковым и им подобными — не имеет под собой оснований, констатировал Кара-Мурза. Внимательное опытность с интеллектуальным наследием и Аксакова, и Стасюлевича наглядно демонстрирует: славянофильская и западническая традиция несравненно менее противоречат благоприятель другу, чем принято держаться такого-то мнения — если их исповедуют люди, подобные «главным героям» симпозиума. «И на том, и на другом пути дозволительно исполнять многое, не впадая при этом в примитивизм. намек Аксакова и Стасюлевича — это единица интеллектуальной зрелости и личного благородства», — заключил докладчик.

После доклада состоялась дискуссия, в рамках которой участники семинара изложили свои взгляды на проблематику свободы в сегодняшней российской журналистике и философии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.