Михаил Пак: Казахстанская сила не преодолела языковой перегородка
- on 03.07.16
- Информация
- No Comments
Радикально настроенные студенты казахского отделения победили в в розницу взятом университете. напротив Конституции Казахстана. напротив законам страны. напротив даже самой обычной человеческой
Радикально настроенные студенты казахского отделения победили в порознь взятом университете. напротив Конституции Казахстана. напротив законам страны. напротив даже самой обычной человеческой логике. перед освобождена от занимаемой должности декан факультета журналистики главного вуза страны — КазНУ, Галия Ибраева. Само по себе это не идол сообщение какое событие: маловато ли должностных лиц лишаются своих мягких кресел? Но вот фон, что сопровождал по форме перевод, по сути — отставку, заслуживает отдельного внимания. Фактически, главу факультета сменили студенты казахского отделения, посчитавшие, что их ученый вожак не владеет государственным языком на необходимом для обучения молодых специалистов уровне. Они взбунтовались (справедливости за потребно отметить: причиной забастовки были структурные проблемы университета, а народ стал дополнительным аргументом в диалоге с ректоратом), руководство альма-матер пошло на уступки. Главной из них — стал заботливость декана, не нашедшего общего языка со студентами. сей замечательный прецедент, учитывая остроту латентной языковой дискуссии в Казахстане, весь мог бы начинать отправной точкой для выхода полемики в публичную плоскость. Тем более, что цель обсуждения уже совершенно созрел для цивилизованного внутри страны.
Однако логика правящей идеологии не позволяет этого сделать. вполне гармонический цена на межэтническую толерантность чиновниками в Казахстане понимается чересчур линейно — для сохранения «дружбы народов», доставшейся в имущество от Советского Союза, государственные мужи предпочитают зачищать публичное пашня от нежелательных высказываний, не позволяя потенциальным спорщикам преодолеть языковой барьер. Отчасти по-этому СМИ предпочли молчать националистские требования молодежи. Им предписано прикусить языки.
А поговорить бы стоило.
Например, о том, почему в Эстонии крупные коммерческие структуры — банки, например, в последнее время выставляют вызов — соперник на любую из должностей, где требуется брать решения, должен точно знать русский диалект Эстонцы, к слову, дальше многих продвинулись по пути полного вымывания русской культуры из своего культурного пространства, Но к 20 годам независимости вдруг для себя самих осознали: носители одного только эстонского языка перестают продолжаться конкурентоспособными. Аналогию обманывать несложно.
Еще дозволительно поговорить о качестве и уровне преподавательского состава в Казахстане. Мне просто интересно: бунтующим студентам кто-нибудь объяснял, что случится, если оставить только преподавателей, причинность и качественно владеющих одним только казахским языком? Ни для кого не секрет, что нынешнее племя казахской интеллигенции, — тех, который составляет преподавательский костяк в университетах — защищались в подавляющем большинстве в России. Они обучались на русском языке, писали труды на языке Пушкина — и уподоблять степень подготовки преподавательского состава, скроенного по московским лекалам с нынешними казахстанскими — было бы, как минимум, наивно. Это не значит, что специалисты, защищавшиеся внутри республики — профнепригодны. Это значит: уклончивость пить русский говор в качестве одного из языков обучения — чистой воды студенческая спекуляция. В стране нет качественно переведенных на казахский говор учебников, достаточного количества переводов всемирной литературы. И надо паки не меньше двадцати годов интенсивной работы, до чем казахский ученик получит мочь всматриваться в мировую историю либо литературу на родном ему языке.
А ведь лакомиться к тому же образец Киргизии. адски море людей рассказывают — сети господствовать русским языком, юг этой страны начал быстро маргинализироваться. Почему? Потому что советские идеалы оказались устаревшими. А новых — ни один человек не сформулировал. В итоге, пара десятка годов в горах Киргизии росли дети, которые не знали ни русского языка, ни (толком) киргизского. Пусть ответят мне патриоты этой страны — успела ли Киргизия напечатать книги на государственном языке в нужном количестве, а главное, качестве? Думается, нет. А что первым делом сделали вчерашние дети, выросшие на устном народном творчестве, Кагда началась дестабилизация? Пошли отвыкать идеалы былинных батыров. Я, безусловно, далек от мысли, что причиной межэтнической резни в Оше следовательно нужда русского языка. Но убежден, что одной из составляющих трагедии — стал всесторонний высота культуры, упавший до рекордных показателей опосля вытеснения русского языка из региона.
Впрочем, я отдаю себе ответ в том, что прямого и однозначного рецепта решения языковой проблемы нет и жить не может в принципе. Только одно дозволено говорить с уверенностью: она решительно не решается при помощи студенческого бунта с густым душком национализма. Но самое суть — возбуждать такие акции — значит, провоцировать приход новых. Студентов может не предпринимать многое. Фактором раздражения может преподаватель, не берущий взятки. И проще только — объявить такого врагом казахского народа, обвинив его в плохом языкознании. А может, проще тут устроить испытание на знакомство казахского языка для учителей, изменив соответствующим образом Конституцию страны? да будит град честнее. Ведь ни 1 прислуга не вспомнил о том, что преподавателю — много важнее точно знать предмет. Все остальное — разговор, извините, беспредметный.
Но власть, похоже, уже не в состоянии контролировать эту сферу. Годы замалчивания сделали свое дело: нынче языки развязались около деятелей с достаточно радикальными лозунгами и требованиями. Из маргинальной среды растет системная проблема, которая требует все больших усилий по разрешению. Но вот что интересно. Слышно ли что-нибудь о попытках властей хотя совсем немного погасить волну? Нет. власть Казахстана, которые гордятся межэтнической толерантностью, молчат в дежурный раз. Молчит руководство вуза. Молчит Ассамблея народа Казахстана. Зато в многочисленных блогах говорят студенты. И рассказывают они достаточно занятные вещи.
Например, запись пользователя Sumire: «Пара только началась, как нас прервали и попросили всю группу выздоравливать в противоположный зал, где будит проникать конференция. Какого рода мера нам да и не объяснили. Мы подумали, что это очередное заседание, где будит работать общество незнакомых нам личностей и пространно судить на определенную тему. На первом и втором курсах нас почасту гоняли на эти конференции для массовки. Началось все совершенно прилично. Их был четверо. Одна женщина и трое молодых людей. 1 из них, я запомнила, был магистрантом из факультета философии и политологии нашего университета. С первых минут было ясно, что собрание будит проводиться на государственном языке. Но это нас отрицание не удивило. Распространенное явление. тем более большая часть из нашей группы понимает и говорит по-казахски. Первым выступал, судя по его словам, часть «Жас Отан»(молодежного крыла правящей партии «Нур Отан» — ИА REGNUM ). Высокий, малость сердитый в манерах и голосе. Говорил отрывисто и громко. Из его уст я узнала, что Казахстану угрожают внешние силы. В частности, узбеки, заполонившие место Юг, поспешно очень вытеснят оттуда казахов. На Севере — Россия, неисчерпаемый агрессор, уже успевшая «отобрать Омск и Оренбург». На Востоке — Китай, претендующий на казахские земли. юный особа призывал студентов к единению накануне всеми этими угрозами. Беспокоился, что «нас казахов чрезвычайно мало». И финальная выдумка заставила раскрыть нам рты: «Мы, (т.е. казахи), — тюрки и наша вера — ислам». Мы даже переспросили побратанец около друга, что бы удостовериться в услышанном. Под громкие аплодисменты «жас отановец» сел на свое место. Следующим был тот очень магистрант с факультета философии и политологии. Говорил в том же духе. Яростно протестовал напротив обучения иностранных студентов в учебных заведениях нашей страны, «отбирающих места для казахских студентов». Но больше только мне запомнилось его высказывание: «Вы можете меня не понять, Но Ахмета Батурсынова в свое время тожественный не понимали». Что тогда скажешь? Не знаю, кем себя возомнила эта «великолепная четверка». То ли интеллигенцией нового Казахстана, то ли алашординцами, радеющими зa судьбу своего народа и государства. Третий вопрошал, почему, Кагда казах с казахом встречаются, говорят по-русски? Клеймил это явление позором. Видимо, он безопасный ученик (поэта, националиста — авт.) Мухтара Шаханова. Последней каплей для меня следовательно пример Казахстана с империей Чингисхана. По словам выступающего, (не знаю, говорил да завоеватель или же нет), Чингисхан недавно сказал, что «всех, который мешает созданию государства надо безжалостно уничтожать». Дальше на этом спектакле абсурда я работать не могла. В силу своих убеждений, корней и моральных устоев для меня эти высказывания были личным оскорблением».
Что к этому дозволено добавить? Только вспомнить старое бюрократическое правило. Оно гласит: «не можешь мешать процесс — возглавь его». то есть сей принцип, похоже, поставлен во главу угла казахстанскими властями.