Николай Радов: Силовые ресурсы белорусского политического режима

Любая политическая сила основывается на многих основных видах ресурсов: силовые, экономические, идеологические, информационные и демографические. Пожалуй, наиболее действенными ресурса

Любая политическая сила основывается на многих основных видах ресурсов: силовые, экономические, идеологические, информационные и демографические. Пожалуй, наиболее действенными ресурсами для стран, где не предусмотрено широкое развитие демократических институтов и гражданского общества, являются силовые: органы охраны правопорядка и армия. Доказательством могут быть на службе события в ряде арабских стран, где то есть правоохранительные органы и военизированные части сыграли главную занятие в происходящем.

Для белорусского политического режима силовые ресурсы да играют первостепенную роль, отодвигая на другой роспись идеологическую обработку населения. По-видимому, подобная мнение совершенно утвердилась в голове нынешнего президента Белоруссии, кто в один присест же опосля своего многодневного отдыха, приступил к осмотру силовых структур страны. Давайте разберемся, может ли соображать Лукашенко на белорусскую милицию и армию в случае дестабилизации обстановки в стране.

Милиция. пошлый быль — Белоруссия является одним из лидеров между постсоветских стран по численности сотрудников силовых ведомств относительно населения страны: на 100 тысяч жителей приходится приблизительно 1500 милиционеров. Даже Россия с ее разветвленным аппаратом находится на втором месте — около 1000 человек. Таким образом, белорусские силовики составляют около полутора процентов от общего числа населения страны. Плохо это или же что — задача спорный. а конечно одно — в настоящее время МВД Республики Беларусь представляют собой достаточно слаженный обстановка легального принуждения в стране, сугубо отрицательное положение к которому в настоящее время сложилось только около оппозиции. В стране сделано все, что бы муж в форме не вызывал социального отторжения.

Белорусскую милицию дозволено не любить, Но прот тово факта, что свою занятие по обеспечению правопорядка в стране она худо-бедно выполняет, нельзя. Однако, несмотря на то, что органы МВД считаются многими опорой режима Лукашенко, белорусский руководитель до последнего времени не был весь доволен их работой. Например, 30 августа 2010 возраст на совещании по вопросам соблюдения правоохранительными органами законности при обеспечении контроля зa финансово-хозяйственной деятельностью Национального парка «Припятский» правитель высказал свою неудовлетворенность деятельностью милиции: «некоторые малость обнаглевшие структуры начинают подсчет себя выше закона. К милиции много вопросов». между тем подобное публичное высказывание выглядело как своего рода извещение правоохранительным органам заранее выборов. некоторый наблюдатели считают, что такие регулярные взбучки проводятся Лукашенко для «профилактики» и для того, что бы продемонстрировать свою заботу о простом народе. На самом деле правитель силовиков поддерживает, отличный понимая, что они — одни из главных защитников режима.

Сегодня для того, что бы влиться в стройные лавка милиционеров, не надо специального образования — потребно только закончить первый встречный ВУЗ и отслужить в армии. В дальнейшем опосля вступления в занятие дозволено в среднем нагревать руки до 2 млн. белорусских рублей (около 650 долл.), а и намереваться на различного рода льготы и регулярные премии. Например, тем омоновцам, которые разгоняли демонстрантов на площади 19 декабря, выдавали по миллиону (более 330 долл., то лакомиться среднемесячная зарплата учителя).

Нельзя сказать, что в Белоруссии весь отсутствует преступность, Но ее степень (по крайней мере, по официальной статистике) значительно ниже, чем в соседних странах, по-этому делать в милиции — работа относительно несложное. Это не означает, что сотрудники правоохранительных органов сносный не делают, занимаясь лишь только отловом торгующих в переходах пенсионеров и пьяных подростков, Но то, что в республике несравненно меньше проблем с организованной преступностью, чем около соседей — быль неоспоримый. И рукоделие здесь не столько в деятельности Лукашенко по наведению порядка в стране, что в особенностях белорусского менталитета, главными особенностями которого являются гипертрофированная толерантность и миролюбие.

По мнению многих экспертов, последние не мало годов главным врагом белорусской милиции, кроме воров и убийц, является оппозиция, активистов которой держат в постоянном напряжении по всей республике. События 19 декабря только ускорили процесс «отлова» тех, который не согласен с политическим режимом, установившемся в стране. теперь складывается впечатление, что последние пара месяца правоохранительные органы не занимаются ничем иным, за вычетом разбора дел, связанных с организацией массовых беспорядков в число президентских выборов. Несмотря на это, положение к милиции, как в среде простого народа, да и около политической элиты Белоруссии в целом остается положительным. По словам Лукашенко, в стране сделано все необходимое, что бы милиция «нравилась народу, защищала наших граждан». Таким образом, белорусские правоохранительные органы по праву занимают первое занятие в рейтинге защитников режима Лукашенко.

Армия. Современная белорусская армия, при всех своих недостатках, теперь представляет собой довольно боеспособную структуру. Несмотря на то, что зa последнее десятилетие число вооруженных сил РБ была сокращена чуть не в вдвоем раза (сегодня количество военнослужащих составляет около 50 тыс. человек), по мнению военных экспертов, Белоруссия по своему военному потенциалу занимает одно из лидирующих мест не только между стран СНГ но, как это ни странно, мира. По исследованию первой половины прошлого десятилетия, ратный потенциал республики занимал 41-е простор (из 164-х) в мире, и третье занятие между стран СНГ опосля России (2-е промежуток в общемировом списке, на 1-м — США) и Украины (21-е). Такое обстановка вещей некоторый объясняют, заранее всего, советским наследием, доставшимся Белоруссии опосля распада СССР. а следует помнить, что, несмотря на бешеную распродажу оружия, проводимую белорусскими властями в 1990-х начале 2000-х годов, то есть они проводят политику повышения авторитета человека в погонах. Например, вы ой ли ли встретите на улице неопрятно одетого курсанта, либо офицера в гражданской курточке поверх мундира, как это почасту дозволительно лицезреть, например, в России или же на Украине, что кардинальным образом влияет на восприятие военных гражданским населением.

Помимо этого, в Белоруссии существует новая концепция строительства вооруженных сил до 2020 года, сообразно которой в стране формируется единая система материального обеспечения, как самой армии, да и других войск военизированных формирований, замышляется внедрение ипотечно-накопительной системы строительства жилья для офицеров и прапорщиков (в том числе служебного), а да развитие инфраструктуры военных городков. Однако, пожалуй, самое суть — замышляется совершенствование системы льгот, гарантий и компенсаций, предоставляемых военнослужащим и гражданскому персоналу. ныне оклады старшего офицерского состава выше средней заработной платы по стране, а в будущем замышляется повышение денежного довольствия всех уровней военнослужащих. то есть эти мероприятия и призваны вовсе утвердить в среде военнослужащих лояльное положение к политическому режиму страны.

Последние события в ряде арабских стран и, в первую очередь, Египте заставляют белорусское начальник по иному взглянуть на занятие армии в стране, да как, не смотря на полное повиновение внутренних войск и милиции президенту, армия, даже при такой малый численности, представляет собой очень грозную силу. то есть с таким посылом правитель Белоруссии обратился к военнослужащим страны во время посещения 2-ой инженерной бригады Вооруженных Сил в поселке Сосны под Минском 21 февраля: «армия — наша гордость, защита порядка и стабильности государства».

По словам Лукашенко, теперь главной целью государства является «надежное гарантия национальной, заранее только военной, безопасности». при этом белорусский глава абсолютно четко изложил свою позицию: «Если бы обстановка повернулась таким образом, что возникла бы реальная предостережение переворота в нашей стране, обещание для десятимиллионного народа, я бы не остановился предварительно тем, что бы пользоваться Вооруженные Силы». Вот так. Оказывается суть судьба армии Белоруссии — вооруженная борение со своим собственным народом. Почему правитель считает то есть так, он своевольно пояснил в своем обращении к военным: «Возьмите Египет с 80-миллионным населением. Что, там 80 млн. персона восстали? Миллиона не было, называли цифру около 100 тыс. человек… перевернули страну и ситуацию там, вдобавок неизвестно, чем она закончится. От кровопролития спасла рать — спокойными действиями». По его мнению, несмотря на то, что около Белоруссии покамест нет возможности нет на тот степень оснащения новыми образцами вооружения, какой был в Советском Союзе и имеется около стран Запада, то есть рать остается важнейшим фактором обеспечения независимости, сдерживания агрессии, гарантом того, что будит выбран и реализован одобренный народом курс.

Необходимо отметить, что глава уже не главный раз обращается к военным с подобными речами, Но то есть в нынешних условиях грядущей экономической нестабильности республики они зазвучали преимущественно громко. 23 февраля на приеме руководящего состава Вооруженных Сил и правоохранительных органов по случаю Дня защитников Отечества и Вооруженных Сил Белоруссии Лукашенко вовсе закрепил зa армией, наряду с органами внутренних дел, статус защитника внутреннего спокойствия страны: «Поднялась с колен полчища — возродилось наше Отечество… Вооруженные Силы Республики Беларусь В любое время будут гордостью, надежной опорой страны, а воинская священнодействие — делом особой государственной важности и высокого нравственного значения, настоящей школой возмужания и гражданственности для нашей молодежи». Подобное приказ не может не полюбиться военным, которые не мало последних годов ощущали себя чуть вторым номером, отдавая превосходство в любви президента органам МВД. Поэтому, наблюдавшееся ранее гнев проводимыми реформами в рядах вооруженных сил ныне систематически сходит на нет, а в стране соглашаться нивелирование различий среди МВД и министерством обороны. схожий процесс является основой формирования единого силового фундамента политического режима республики.

КГБ . Структура, которая, как ей и положено быть, окутана самым большим количеством тайн и домыслов. Отношения среди белорусскими чекистами и президентом долгое время были далеки от идеальных, да как Лукашенко не уделял, по мнению многих, должного внимания комитетчикам, заботливость и лелея милицию и внутренние войска. Напомним, что в апреле 2002 возраст по указу белорусского лидера число сотрудников КГБ была сокращена на 10%, а едва позже своего поста лишился атаман Управления военной контрразведки республики Константин Хрущёв, что возглавлял эту росток КГБ с марта 1996 года. В сей же промежуток была проведена серьезная чистка всех структур Комитета в связи с резким недовольством президента работой спецслужб в противодействии внешним угрозам. много исследователей отмечают, что то есть в начале 2000-х Лукашенко впервые дал задачу всем силовым структурам и, в первую очередь, Комитету госбезопасности, активизировать деятельный противу оппозиционных партий, имеющих контакты с западными грантодателями. Подобные указания были продублированы накануне выборами 2006 и 2010 годов и, по всей видимости, с успехом выполнялись. Например, осенью прошлого года, по заявлению председателя Комитета государственной безопасности Вадима Зайцева , были задержаны не мало курьеров при попытке доставить казна за границы для оппозиции (у одного их них было изъято 200 тыс. долларов).

Однако сами силы КГБ в стране достаточно немногочисленны, по-этому для эффективной работы Комитета в области защиты политического режима Белоруссии первостепенное разум имеют различного рода правовые акты, регулирующие его деятельный внутри страны. опять в августе 1999 возраст вступили в силу поправки в Административный кодекс, которые предусматривают порука зa препятствование деятельности органов госбезопасности. С этого времени всякий человек, отказавший в допуске сотрудников КГБ на предприятие, в учреждение либо иную организацию, а и не предоставивший им информацию, необходимую для проведения ревизии (!) может попадаться подвержен административному взысканию.

Наиболее серьезное расширение полномочий Комитета госбезопасности произошло в преддверии последних президентских выборов. вдобавок в декабре 2009 возраст палата Белоруссии в рамках усиления борьбы с преступностью принял поправки к законодательным актам, существенно расширявшие полномочия силовиков. С этого времени МВД и КГБ республики могут жить обыски, делать аресты и прослушивать телефоны бес санкции прокурора.

Необходимо отметить, что походить походка был сделан по требованию президента Белоруссии. Дальше — больше. В марте прошлого возраст КГБ и Оперативно-аналитический суть при президенте Белоруссии (ОАЦ) получили наполненный доступ в режиме онлайн к абонентским базам белорусских операторов связи (за счет средств самих операторов!). при этом дозволительно выражать не о законодательной легализации действовавшей в стране практики обращений правоохранительных органов к операторам связи зa помощью, а о внедрении КГБ и ОАЦ в деятельный операторов связи чрез установку специального оборудования.

События, происходящие в стране опосля 19 декабря 2010 года, вовсе убеждают, что органы КГБ весь перешли под руководство Лукашенко, превратившись в вооружение режима: аресты оппозиционеров, обыски и допросы — все это осуществляется в настоящее время представителями не МВД, а Комитета госбезопасности. при этом действует четкая установка, данная не мало годов вспять бывшим председателем КГБ Белоруссии Степаном Сухоренко — все недовольные властью в стране рассматриваются в качестве потенциальных террористов.

В настоящее время то есть белорусская армия, органы МВД и КГБ представляются наиболее реальным составляющими фундамента политического режима Лукашенко. много других силовых ведомств, таких как Прокуратура, внушение безопасности, Таможенный совет и т.п., теперь находятся на своеобразной периферии внутриполитической жизни страны. Исключением, пожалуй, является совет государственного контроля Белоруссии (КГК), кто был создан вторично в 1996 году и в настоящее время возглавляется Александром Якобсоном. известный орудие подконтролен только президенту и имеет власть жить проверки любого предприятия и органа власти, что, по сути, превращает его в карающую длань Лукашенко. Напрямую деятельный КГК житье-бытье простых граждан не затрагивает, чего не скажешь о чиновниках и других госслужащих, карьера которых усердный зависит от результатов проверок комитета. то есть по-этому в обществе сложился довольно положительный стиль Комитета госконтроля — борцы с коррупцией, взяточничеством и всевозможными злоупотреблениями чиновников.

Необходимо признать, что силовые структуры, преданные тому или же иному политическому режиму, являются основой любого государства. при всем том в цивилизованном мире (а Белоруссия себя к нему причисляет) и в голову никому не придет идея употреблять вооружение напротив своего же населения, отстреливая мирных граждан и бомбя города с протестующими. Белорусская же действительность, по словам президента страны, иная — Александр Григорьевич, по примеру своего друга Муаммара Каддафи , соглашаться для собственных интересов превратить Белоруссию во «что-то похлеще, чем Косово и Чечня». И содействовать ему в этом будут его верные силовики.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.